***
Из разговоров Кусуноки Масасигэ с его наставником
- Вот человек стоит на распутье между жизнью и смертью.
Как ему себя вести?
- Пересеки свою двойственность, и пусть один меч сам стоит спокойно против
неба!
СЕКРЕТЫ БУДО
Морихей Уесиба (Духовные стихи)
Искренность! Взращивайте эту добродетель и осознайте глубокую истину:
и явное и скрытое - едино.
Овладевайте божественными техниками айки, и никакой враг
не посмеет бросить вызов вам.
Видя меня перед собой, враг нападает, но к тому времени я уже
стою позади него.
Я позволяю введенному в заблуждение врагу атаковать мою форму,
но мгновенно я становлюсь позади него и укрощаю неприятеля.
|
Двигаясь влево и вправо,
избегите ударов, защититесь, разгадайте
замысел ваших противников и рассейте их всех.
Окруженные лесом вражеских копий - сделайте глубокий вход,
и пусть ваш разум служит вам щитом.
Толпы врагов бросились в атаку - думайте о них как об доном противнике
и действуйте соответственно.
Если же сражаетесь с одним неприятелем, оставайтесь настороже, ибо
вы всегда окружены множеством врагов.
|
УЧЕНИЕ ПУТИМорихей Уесиба
Будо - священный путь, вдохновленный богами и ведущий
к истине, совершенству и красоте; это - духовный путь постижения бесконечности
Вселенной и Высшего замысла творения.
Сила, обретеная в упорных тренировках, помогает постичь законы небес и
земли. Из тонкого взаимодействия воды и огня родтися техника, владеющаяя
секретами небес, земли и имперского духа. Такая тренировочная техника
демонстрирует изумительное действие котодама - закона, управляющего всеми
объектами мира и гармонизирующего их, объединяя небеса и землю, бога и
человечество.
Эта сила излучает свет и тепло, образующее Священный Меч духовной гармонии
между небесами, землей и человечеством. Вооруженный Мечем духовной гармонизации
и действующий в согласии с законами небес и земли может неустанно пробиваться
сквозь ложь и зло, очищая путь к прекрасному первозданному миру.
Эта сила, пробудившаяся и окрепшая, способна свободно использовать все
стихии небес и земли весной, летом, осенью и зимой. Вглядитесь в окружающий мир
и осознайте, как он по-настоящему выглядит и действует; преобразуйте боевую
технику в средство, движущее вас к чистоте, совершенству и красоте, и владейте
этим. Каждый может стать свободным, способным очищать и создавать себя заново,
когда явится Гармонизирующий Меч, связывающий небеса, землю и человечество.
МЕТОДМорихей Уесиба
Себя самого и все, чем вы владеете, посвятите
великим делам. Вы - воин на боевом пути, и ваш долг - внутренне и внешне
следовать воле богов и служить людям.
В будо мы управляем противником по своему желанию. Истинная цель техники,
описанной в этой книге, -научить воина наполнять свой разум и тело духом
доблести. Для этого он должен учиться управлять своей ки и укреплять ее
реалиями жизни и смерти.
Выполняя приемы, постигайте их разумом и телом, закаляйте свой характер и
совершенствуйте свою технику. Добивайтесь, чтобы ваш разум и ваше тело
наполнялись духом доблести, просветленной мудростью и глубоким спокойствием.
(цитаты)Морихей Уесиба
Нет противоречия в абсолютной истине Природы, но
есть противоречия в сфере относительной истины. Айкидо существует в согласии
с Природой.
Остерегайтесь самодовольства. Знайте, что оно приходит от мелочных мыслей
и легко приведет вас к компромиссам со своими идеалами, игнорируя безграничность
Природы.
Воспитывайте спокойствие ума, которое происходит от слияния вашего тела
с Природой. Сосредоточивайте ваши мысли на Средоточии.
Не критикуйте ни одного из других воинских искусств. Отзовись плохо о
других - и это непременно обернется против тебя же. Гора не смеется над рекой
только из-за того, что та течет низко, но и река не оскорбляет гору потому
только, что та не может сдвинуться с места.
Подобно тому как Природа любит и защищает все свои создания и помогает
всему сущему расти и развиваться, так и Айкидо ведет каждого энтузиаста прямым
и строгим путем и старается со всей искренностью научить человечество своим
истинам.
"Дао дэ цзин"Лао-цзы (Основоположник даосизма)
Умный полководец не бывает воинственен. Умелый воин не бывает гневен.
Умеющий побеждать врага не нападает. Умеющий управлять людьми ставит себя в
низкое положение. Это я называю дэ, избегающее борьбы. Это сила в управлении
людьми. Это значит следовать природе и древнему началу [дао].
Раздел 68
Военное искуство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать.
Я не смею выступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин назад.
Это называется действием посредством недеяния, ударом без усилия. В этом случае
у меня не будет врага, и я смогу обойтись без солдат. Нет беды тяжелее, чем
недооценивать противника. Недооценка противника повредит моему сокровенному
средству [дао]. В результате сражений те, кто скробят, одерживают победу.
Раздел 69
Любая жесткость мягкости подвластна,
И нет таких высот и тверди,
Куда бы не смогла она проникнуть.
Раздел 43
Нет в мире вещества,
Способного сравниться мягкостью с водой.
И не найти такой скалы,
Что выдержит напор ее потока.
Вода в своей природе не изменна.
Как капля нежная источит каменную твердь,
Так слабость силу побеждает.
Всяк знает это,
Но не многие умеют.
Раздел 78
(цитаты)Койти Тохэй, 9-й дан
(из книги "Что такое Айкидо?")
Человек знает, что его тело имеет вес и форму. Посредством своих
пяти органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса - он
всегда ощущает свое физическое "я". Напротив, его ум не имеет ни цвета
ни формы. Мы умываемся каждое утро, но многие ли из нас умывают также и
свои умы? Разве что некоторые! Многие развивают свое тело, но лишь немногие
тренируют свой ум. И совсем уж мало кто сознает, что ум, как и тело, пачкается,
если его не мыть, и ослабевает, если его не тренировать.
Если на тебя падает камень в 10 фунтов,-
ты, пожалуй, сможешь без особого вреда принять его даже мышцами спины.
Для камня в 100 фунтов тебе потребуется, вероятно, уже вся сила рук.
А при падении камня в 10000 фунтов разумнее сделать шаг в сторону, чем
вступать в глупое состязание с законами мироздания.
Существует предел для того, что вы можете выполнить физической силой, но
то, что вы можете совершить несиловым способом, неограничено.
Миямото Мусаси
"Книга Пяти Колец"
|