На этой странцице я бы хотел (в силу своей осведомлённости о шинах) провести
краткий лекбез на тему: "Шины пневматические". Я не беру на себя роль учителя.
Просто предлагаю полезную, а кому-то и необходимую информацию.
Кто-то из гордых может отвернуться
и не читать. Однако опыт показывает, что многие из автолюбителей, да и, что
греха таить, профессиональных водителей не знают элементарного отличия между радиальной и
диагональной шинами. Хотя все имеют водительское удостоверение и многие
(наверняка не все) читали, что радиальную и диагональную шину ставить на одну ось
авто не допускается! Благо, что чаще всего радиальные и диагональные шины имеют
разный рисунок протектора. Но это не всегда так!
Разговор пойдёт не только о
радиальных и диагональных автошинах. Я хочу рассказать о составе автошин и о том,
как выбрать нужные шины.
P.S.: Здесь и далее под словом "шина" понимается "автошина
пневматическая".
Шина имеет сложную конфигурацию и состоит из нескольких конструктивных элементов.
Основной силовой частью является каркас. Он состоит из нескольких наложенных
друг на друга слоев прорезиненного корда и резиновых прослоек - сдвижней.
Прочность шины определяется прочностью каркаса и главным образом зависит
от прочности корда.
Нити смежных слоев перекрещиваются между собой под
определенным углом и образуют ткань. Каждая нить изолирована от соседних и
одновременно связана с ними резиной. Резина предохраняет нити от влаги и
перетирания.
Брекер служит для улучшения связи между каркасом и протектором.
Такая связь необходима для амортизации толчков и ударов беговой частью шины и
достигается путем правильного подбора материала обеспечивающего плавный переход
жесткости от протектора к каркасу. Брекер состоит из одного, двух или более слоев
прорезиненного корда с подбрекерными резинами.
Ну а, что такое протектор
наверноее ясно всем. Скажу лишь, что данная часть шины состоит из рельефного
рисунка и подканавочного слоя. Прорези, которые составляют рисунок протектора,
образуют ламели. Подробнее о протекторах можно прочитать в разделе
"Протектор. Типы протектора."
Осталось рассмотреть борта
автошины. Борта автошины состоят из одного или более проволочных колец,
закрепленных слоями корда, и служат для надежного крепления автошины на ободе.
В настоящее время промышленность выпускает шины диагональной и
радиальной конструкции. Хотя мне не доводилось видеть импортные шины
диаганальной конструкции, в России их помнят, знают и порой даже предпочитают
диагональным. Подробнее читайте в разделе "Радиальная/Диагональная
автошина.". Радиальные шины выпускаются как в камерном
так и бескамерном исполнении.
Радиальные шины - это шины с радиальным расположением нитей корда в каркасе.
Диагональные, соответственно, с диагональным расположением нитей корда, т.е.
слои корда перекрещиваются между собой и направлены по диагонали к центральной
линии колеса. В радиальных шинах нити направлены поперек центральной линии
колеса, по радиусу.
Радиальное
расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет
уменьшить число слоев корда в каркасе.
Именно радиальные шины называют в
народе "мягкими" или "высокого давления". "Мягкими" их прозвали из-за большей
эластичности, чем диагональные. "Высокого давления" называют
из-за более высокого (чем у диагональных) номинального давления воздуха
в шине.
Именно радиальные шины содержат в себе металлический корд цельный или в
пропорции с нейлоном, что указывается обычно на боковине шины, или как минимум
содержат металл в брекере.
Не любовь к металокордовым покрышкам повелась
из-за некачественных
радиальных шин. В которых металлический корд умудрялся ломаться и, со временем
прокалывая поверхностный слой резины, высовываться наружу: через протектор или
же, что еще хуже, внуть автошины безвозвратно повреждая камеру. Но это не
означает, что радиальные шины хуже диагональных. Скорее, что наоборот! И это не
просто мой довод. Посмотрите на Запад... А там уже давно забыли, что такое
диагональные шины. И даже забыли про шины с камерой, но это уже тема другого раздела.
Отличить радиальную шину от диагональной можно по обозначению на боковине
шины: "RADIAL" либо буквами "Р" русского или "R" латинского алфавитов в
обозначении типоразмера шины.
Частый, нынче, вопрос, что лучше: камерная или бескамерная автошины?
Конечно для человека всю свою сознательную жизнь пользовавшегося камерными
шинами вообще трудно представить, как покрышка без камеры может быть пригодной
для езды. Да в том-то и дело, что не покрышка, а полноценная шина! Кроме
того в случае наезда, к примеру, на гвоздь вам не обязательно на дороге заниматься
ремонтом камеры. Чтобы добраться куда вам надо, достаточно впрыснуть
герметизирующей жидкости или даже просто вкрутить в отверстие прокола(!!!)
саморез.
Большие приимущества, заключающиеся в повышении безопасности езды, имеют
именно бескамерные шины. Бескамерная шина представляет собой усовершенствованную
покрышку, которая одновременно выполняет функции обычной покрышки и камеры.
Она имеет на внутренней поверхности каркаса и борта резиновоый герметизирующий
слой, котороый удерживает сжатый воздух в шине. Для бескамерных шин применяются
герметичные обода (диски) и вентили специальной конструкции.
На боковой части бескамерной шины стоит обозначение - "TUBELESS", а на
камерной - "TUBE TYRE".
Диагональные шины с отношением высоты профиля к его шинирне, равным 0,88 и более, имеют дюймовое обозначение:
где 8,40 - обозначение номинальной ширины
профиля (в дюймах); 15 - обозначение номинального посадочного диаметра
обода (в дюймах).
Диагональные шины с отношением высоты профиля к его шинирне,
равным 0,82 имеют смешанное обозначение (в миллиметрах и дюймах):
где 155 и 6,15 - обозначение номинальной ширины профиля (в
милиметрах и дюймах); 13 - обозначение номинального посадочного диаметра
обода (в дюймах).
Радиальные шины имеют смешанное обозначение, буквенный индекс R
и дополнительный индекс серии, обозначающий отношение высоты профиля к его
шинирне:
где 205 - обозначение номинальной ширины профиля (в
милиметрах); 70 - номинальное отношение высоты прифиля шины к его ширине в
процентах; 14 - обозначение номинального посадочного диаметра
обода (в дюймах).
Если в конце записи типоразмера стоит индекс C это означает,
что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо
малой вместимости.
Пример: 215/90R15С
Диагональные шины обычного профиля:
диагональные низкопрофильные:
На примерах видно, что принцип обозначения аналогичен обозначению легковых шин, рассмотренный выше. Индексом L обозначают низкопрофильные шины.
Аналогично с обозначением для данного класса шин:
шины обычного профиля:
Возможно, также, обозначение этих же шин в миллиметрах:
Низкопрофильные шины в обозначении содержат значение "высота профиля/ ширина профиля":
Особое отличие в обозначении имеют лишь широкопрофильные шины:
где 1300 - условный наружный диаметр (в мм); 530
- условная ширина профиля (в мм); 533 - условный диаметр обода (в мм).
По окончании раздела могу лишь добавить, что 1 дюйм (для желающих произвести
перевод числовых обозначений) примерно равен 25,4 мм.
Кроме описанного в разделе "Типоразмер автошин."
на шинах ставятся и другие обозначения. О том для чего, и, что они обозначают
этот раздел.
|
Все остальные известные мне обозначения для удобства приведу в виде списка:
Норма слойности шины определяется из количества слоев корда и обозначает прочность
каркаса данной шины, определяющее ее соответствие максимально допустимой нагрузке.
Индекс несущей способности (ИНС) - одно или два числа,
указывающие нагрузку, которую могут выдержать одиночная или сдвоенная шина
при скоростях, соответствующих надлежащей категории скорости.
Определить допустимую нагрузку соответствующую обозначению на шине или наоборот можно из приведенной ниже формы:
Категория скорости - это указанная с помощью условного
обозначения скорость, при которой шина может выдержать нагрузку с соответствующим
индексом несущей способности. Условное обозначение придумано не с целью запутать
потребителя, а с целью сделать обозначение международным. Ведь кто-то измеряет
расстояние в метрах, кто-то в милях, а кто-то попугаями.
Определить скорость соответствующую обозначению на шине можно из приведенной ниже формы:
Протектор стостоит из рельефного рисунка и подконавочного слоя, который
обычно составляет 20%-30% от толщины протектора. Слишком тонкий подконавочный
способствует растрескиванию протектора, повышению деформации нитей корда первого
слоя каркаса, уменьшению прочности каркаса при действии сосредоточенной нагрузки.
Излишне толстый слой ухудшает условия охлаждения шины, приводит к перегреву
и расслоению покрышки. Протектор имеет не одинаковую толщину у шин различных
конструкций и назначения. Чем толще протектор, тем больше пробег шин до его
полного истирания, тем лучше он защищает каркас от внешних воздействий. Однако
толстый протектор делает шину тяжелее, приводит к её перегреву и расслоению,
увеличивает момент инерции колеса и его сопротивление качению. Толстый протектор
вызывает повышенное теплообразование при больших скоростях движения, когда
появляются дополнительные деформации протектора в результате значительного
увеличения инерционных сил.
Автомобильные шины изготавливают с различными рисунками протектора.
|
|
Такое разнообразие типов обусловлено предъявляемыми
требованиями к автошине: сцепление шины с дорогой в продольном и поперечном
напровлении, бесшумность, износостойкость, сопротивление качению и др.
Чтобы добится необходимых качеств от шины производетли находят различные
решения в формах сегментов протектора и видах их нарезки.
На рисунке приведен пример интересного технического решения известным производителем шин: "MICHELIN". В процессе эксплуатации автошины, протектор изнашивается, но элостичность протектора не теряется за счет специальной, сложной нарезки ламелей по форме "Y". Если изначально изготовить протектор с очень узкими ламелями, то снижается износоустойчивость и делает излишне гибкими сегменты протектора, что снижает устойчивость авто на дороге. |
Четырех угольная ламель - ламель, жесткость которой обеспечивается блокированием подвижности у основания, позволяет увеличить соотношение негативного профиля без потери жесткости и, тем самым, обеспечивать хорошее продольное и поперечное сцепление. |
Зигзагообразная ламель прямоугольного типа. Значительная длина ламели данного типа обеспечивает уверенное торможение на мокрой дороге и позволяет поддерживать необходимую жесткость сегментов протектора. |
На поверхности шины рисунок имеет волнообразную форму с переменной амплитудой. Применение таких ламелей позволяет использовать эффект "самозатачивания" при эксплуатации шины. |
Году ,эдак, в 1980-ом автомобилистам было намного легче выбрать шину.
А если точнее, то просто выбора не было.
Сегодня с такой задачей справиться не легко. Ведь нужно угодать именно
такую шину, которая и дорогу "держит" в дождь и гололёд и "не шумит" и по грязи...
и по песку... и по снегу... и чтоб стоила доступно. Скажу сразу: абсолютно
универсальных шин НЕТ! Не верите? Посмотрите гонки "Формула-1" или что-нибудь
подобное.
Выбирать автошину следует идивидуально для водителя в зависимости от стиля
вождения, от покрытия ваших дорог, где Вам приходится ездить и от условий климота
конечно же. Хотя есть и такие, котрые умудряются зимой, в гололёд управлять
автомобилем на шинах модели "БЛ-85". Однако чуть дорга в горку, да на светофоре...
да Вы и сами их видели. И не дай бог колесом в снег...! Ну с зимой и летом
понятно. А как вообще выбрать?
Для начала выясните размер требуемых автошин. Это можно узнать прочитав
типоразмер на старых шинах или в документе к транспортному средству. Очень часто
размер указывается на дверце с внутренней стороны. Если хотите купить такие же
шины как и старые - запомните их модель. При выборе же шины из большого числа
одного эстетического вкуса маловато. Посоветуйтесь с продавцом. Объясните
ему Ваш стиль езды. Условия при которых Вы предпологаете наиболее часто использовать
автомобиль и (ничего стеснительного в этом нет) свои финансовые возможности.
Да и не жмитесь очень, ведь вы покупаете свою безопасность!
Описать такого рода справочник дело не быстрое. И пока я этим занимаюсь предлагаю вам ссылку на сайт с наличием такой информации. Даже лучше наверное. Профи всётаки. |
Товарный знак предприятия | Индекс включаемый в заводской номер шины | Наименование и адрес предприятия |
---|---|---|
Бр | ОАО "Барнаульский шинный завод"
РФ, г. Барнаул, пр.Космонавтов, 12 | |
Бел | Белорусский шинный комбинат "Белшина" Бел., г.Бобруйск, Могилевской обл., Минское шоссе |
|
Бц | ПО "Белоцерковшина" Укр., г.Белая церковь, Киевская обл., пр.Леваневского, 91 |
|
Вл | ОАО "Волтайр" РФ, г.Волжский, Волгоградской обл. |
|
В | ОАО "Воронежшина"
РФ, г.Воронеж, ул.Ростовская, 41 | |
Д | ОАО "Днепрошина" Укр., г.Днепропетровск, ул.Кротова, 24 | |
К | ОАО "Кировский шинный завод"
РФ, г.Киров, ул.Энергетиков, 15 | |
Бц | Белоцерковский шинный завод №2 Укр., г.Белая церковь, пр.Леваневского, 83 |
|
Кя | ОАО "Красноярский шинный завод" РФ, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 5 |
|
Л | ЗАО "Петрошина" РФ, г.Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр.20 |
|
М | ОАО "Московский шинный завод"
РФ, г.Москва, ул.Шарикоподшипниковая, 11 | |
Нк | АО "Нижнекамскшина" РФ, Татарстан, г.Нижнекамск |
|
О | ОАО "Омскшина" РФ, г.Омск, ул.5-я Кордная, 2 (СП "Матадор-Омскшина") |
|
С | АООТ "Уральский шинный завод" (АО "Уралшина") РФ, г.Екатеринбург, ул.Благодатная, 76 |
|
Я | ОАО "Ярославский шинный завод"
РФ, г.Ярославль, ул.Советская, 81 |
Кроме указанных можно встретить и другие товарные
знаки этих предприятий. Примером может служить Ярославский шинный завод, который
в последнее время стал выпускать шины серии "медведь". На таких шинах можно
увидеть изображение медведя.
Возможно некоторые данные устарели или устареют
в будующем, поэтому убедительно прошу вслучае возникновения замечаний не
"упрекать молчанием", а сообщить мне на e-mail
или оставить запись в
гостевой книге.
Есть и другие названия: Бакинский шинный завод, Ереванский шинный завод,
"Красный треугольник", Опытный шинный завод НИИШПа, Чемкентское производственное
объединение "Чемкентшина". Но лично я их очень редко встречаю, поэтому в
таблице они не указаны.